НЕВНИМАНИЕ К СМЕРТИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПСИХОТЕРАПИИ

, . .

Психоанализ. Зигмунд Фрейд

Он впервые ввел такие понятия как безсознательное ид , сознание эго и совесть, идеальное Я супер-эго. Безсознательное по мнению Фрейда - импульсы и стимулы, идущие от организма, которые направлены на удовлетворение потребностей. По его мнению - это движущие силы. Фрейд выделял две группы инстинктов: Фрейд выделял 3 вида тревоги - реальную, исходящую от реальной ситуации, невротическую, исходящую от бессознательного и моральную - от Супер-Эго.

Жизнь без страха смерти» автора Ирвин Ялом. Простая регистрация на Смерть и сон, Танатос и Гипноз в греческой мифологии, – братья-близнецы. . в жизни пациентов Фрейда присутствовал постоянный страх смерти (2).

Фрейд определил данное понятие следующим образом: Согласно теории психоанализа , каждое влечение имеет цель, объект, источник. Целью влечения является удовлетворение, которое достигается путём максимально возможного уменьшения его напряжения. Классическая дуалистическая теория влечений З. Фрейда[ править править вики-текст ] Разработкой теории влечений Фрейд занимался на протяжении всей своей творческой жизни. Развитие его взглядов по данной проблеме отражено в ряде работ и позднее получило название первой и второй дуалистической теории влечений драйвов.

Влечение к смерти было сформулировано и включено в систему влечений только во второй дуальной теории. Инстинкт самосохранения , направленный на сохранение индивида, противопоставлялся половому влечению, направленному на сохранение вида. Однако в дальнейшем при исследовании проблем нарциссизма , мазохизма и агрессивности возник ряд противоречий, обусловленный данным противопоставлением влечений.

Вторая дуалистическая теория влечений. Тема деструктивности и влечения к смерти неоднократно поднималась и обсуждалась в психоаналитической среде. Открытие самого деструктивного влечения принадлежит Сабине Шпильрейн.

Влечение к смерти

Связь между либидо и страхом. Сексуальный объект — то на что направлено влечение; Сексуальная цель - действие, на совершение которого влечение толкает; Результат - достижение удовлетворения; Источник влечения — побуждения. Либидо направляет сексуальную деятельность человека и позволяет описывать в экономических терминах протекающие в психике человека процессы, в том числе связанные с невротическими заболеваниями.

Инстинкт жизни Эрос и инстинкт смерти Танатос. Первоначально для описания влечений Фрейд взял представления древних о голоде и любви. Соответственно этим представлениям он выделил влечения к самосохранению влечениями Я и сексуальные влечения либидозные то, что сопряжено с сохранением человеческого рода.

защиты от страха смерти, которые могут использоваться числе в Фрейда термин «Танатос» не встречается, однако, по свидетельству Джонса .

Фрейду До создания фрейдовской теории психология в качестве объекта исследования имела лишь феномен сознания, что не давало возможности постичь скрытые мотивы поведения и особенностей человека, а следовательно и более глубинное изучение структуры личности, Фрейд встал перед необходимостью исследования природы психического, в том числе и тех пластов психики, которые не вписывались в представление о"сознательном".

Исходя из этих задач и предпосылок исследования, Фрейд и пришел к заключению о том, что человеческая психика представляет собой некий сложный конгломерат, состоящий из различных уровней и компонентов, отражающих как сознательные, так и бессознательные процессы. Фрейд, ставя перед собой задачу выявления содержательной стороны бессознательного, подвергает эту сферу аналитическому расчленению.

Здесь Фрейд высказывает важную мысль о существовании двух форм бессознательного. Это - во-первых, скрытое,"латентное" бессознательное, то есть то, что ушло из сознания, но может в дальнейшем"всплыть" в сознании; во-вторых, это вытесненное бессознательное, то есть те психические образования, которые не могут стать сознательными потому, что им противодействует какая-то мощная незримая сила. Вырабатывая психоаналитические представления о бессознательном, Фрейд подобно мыслителям прошлого ставит вопрос о том, каким образом человек может судить о том, что скрыто от его сознания.

И если философы говорили о том, что невозможно определять то, что мы не осознаем, то Фрейд достаточно решительно кладет учение о бессознательном в основу своих теоретических постулатов о психической жизни человека. В отличие от умозрительных рассуждений философов он пользуется конкретным материалом, полученным из внимательных клинических наблюдений над пациентами, страдающими неврозом.

Экзистенциальная психотерапия

Его влияние на атмосферу нашей эпохи, на науку и искусство, на гуманитарное и позитивное знание, на повседневную практику и общественные институты, наконец, на самосознание человечества ХХ века - беспрецедентно. Едва ли кто из героев-идолов текущего столетия имел и продолжает иметь столь широкий и оглушительный резонанс. Без Фрейда немыслим ХХ век, без него структура человеческого знания была бы совсем иной: Его работы порождали массу споров, по каждому теоретическому положению Фрейда выдвигались неопровержимые контраргументы специалистов, что - парадоксальная ситуация - совсем не уничтожало и не девальвировало их в глазах современников и не мешало их утверждению в качестве очевидных истин, в том числе и в ученом мире.

Фрейд родился в Чехии.

Среди них — Гипнос (Сон) и Танатос (Смерть), считавшиеся братьями Гесиод (Opp. ) говорит только о том, что Ночь вместе со Смертью и Сном родила выгоду от вышестоящих, если же не испытывают, то тревогу и страх.

Фрейд приходит к мысли: Он отметает учение о двух инстинктах и развивает учение о страстях — исключительно человеческих влечениях. В душе человека, в его истории и культуре борются регрессивные и прогрессивные страсти, в предельном виде — страсть к жизни и страсть к смерти. Эти страсти являются ответом человека на всеобщую экзистенциальную ситуацию: Он может стать собой либо через любовь и созидание, либо через отрицание и деструкцию. Таким образом, можно говорить о Танатосе не как об инстинкте, а как о свойственной человеку деструктивной страсти.

Это тяга вернуться во тьму вне пространства и времени, в мир пред-жизни. Сабина Шпильрейн прочитывала тексты Ницше как своего рода исповедь о деструктивном опыте и проповедь о ценности этого опыта. Дальнейший текст предназначен для тех, кому интересны детали и кто готов потратить время на обсуждение психоаналитических теорий деструктивности. Поведением человека управляют два первичных инстинкта — инстинкт жизни и инстинкт смерти.

ПРОБЛЕМА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПСИХОЛОГИИ. ПСИХОАНАЛИЗ

В отрывке, бесчисленное множество раз цитированном теоретиками, Фрейд объясняет, почему он не рассматривает страх смерти в качестве первичного источника тревоги. Однако едва ли бессознательное содержит в себе что-либо, могущее наполнить содержанием нашу концепцию уничтожения жизни. Кастрацию можно представить себе по аналогии с отделением фекалий от тела, испытываемым нами повседневно, или с потерей материнской груди при отнятии от груди. Но ничто, подобное смерти, не может быть пережито, а если и случается, как обморок, то не оставляет после себя заметных следов.

Здесь серьезно нарушена логика. Вначале Фрейд утверждает, что, поскольку у нас нет опыта смерти, она не может быть репрезентирована в бессознательном.

Может не стремление к смерти, а страх смерти ! Нет, Фрейд выделял именно либидо, тягу к половой жизни, и танатос - тягу к смерти.

Статьи Разрабатывать позиции первичных влечений, З. На основе этих инстинктов строится вся жизнедеятельность человека. Инстинкты находятся в постоянном взаимодействии и стремятся к достижению равновесия. Но инстинкт смерти пытается подавить Эрос, что в свою очередь приводит к дисбалансу. Эрос тоже проявляет свою активность, в результате чего противостояние усиливается. Поэтому агрессивные стремления является инстинктивной предрасположенностью.

Развитие культуры подчинено Эросу, поскольку либидозная связь способствует объединению людей в семьи, классы, племена, народы.

Психоанализ по З.Фрейду

Инкорпорация смерти в жизнь обогащает жизнь, освобождает людей от удушливого гнета банальности, позволяет им жить более осмысленной и подлинной жизнью. Полное осознание смерти может дать толчок к кардинальным личностным изменениям. В то же время смерть — базисный источник тревоги, ею наполнен наш внутренний опыт, и мы защищаемся от нее посредством ряда личностных динамик.

Однако, несмотря на эти более чем достаточные основания, психотерапевты редко говорят о смерти.

Учение Зигмунда Фрейда об Эросе и Танатосе позволило, во-первых, . Сократ, Платон) попытки нравственно преодолеть страх смерти связывались с.

В этой работе обращает на себя внимание ярко проявившееся избирательное игнорирование смерти. В этой книге представлены пять больших случаев, один — Брейера Анны О. В комментариях и дискуссионных разделах фрагментарно сообщается еще о нескольких случаях. Каждый пациент начинает терапию с ярко выраженными симптомами, такими как паралич, анестезии, боли, тики, нервное истощение, навязчивости, ощущения удушья, потеря вкуса и обоняния, речевая дезорганизация, амнезия и т.

Исходя из исследования этих пяти пациентов, Фрейд и Брейер сформулировали этиологию истерии и разработали соответствующую систематическую терапию. Все пятеро в ранние годы жизни пережили серьезные эмоциональные травмы. Однако у тех пяти пациентов последствия травмы не исчерпали себя, но продолжали преследовать свою жертву. Фрейд высказал гипотезу, что память травмы и сопутствующие эмоции были вытеснены из их сознания это было первое употребление понятий вытеснения и бессознательного и потому избежали нормальных процессов диссипации аффекта.

Подавленный аффект, сохранивший в бессознательном свои свежесть и силу, нашел некоторый доступ в сознание через конверсию отсюда"конверсионная истерия" в физические симптомы.

Билет №2: Теория З. Фрейда и ее значение

Двое немолодых мужчин, старые друзья, обсуждают тяжелое душевное состояние одного из них. Прошло уже несколько месяцев после развода, совершившегося по инициативе жены, а человеку никак не удается прийти в себя. Он полностью деморализован, растерян. Временами он опасается за свой рассудок.

от Танатоса, стремление к продолжению жизни и страх смерти. Зигмунда Фрейда и результатом его многолетних исследований.

Дуалистическая концепция влечений В одном из предшествующих разделов работы обращалось внимание на то, что по мере развития психоаналитической теории и практики Фрейд внес существенные изменения в свое учение о человеческих влечениях. Правда, точнее было бы сказать, что речь идет не столько о принципиальных изменениях в самом учении о влечениях, сколько о пересмотре тех психоаналитических положений, в которые пришлось вводить коррективы в соответствии с новыми данными и наработками, полученными и в процессе развития психоанализа.

Фрейд неоднократно подчеркивал, что знания о природе и особенностях влечений представлялись столь недостаточными для создания какой-либо общей теории, что они всегда вызывали у него неудовлетворение своей неопределенностью и неоднозначностью. В самом деле, до возникновения психоанализа многие мыслители пытались выделить основные влечения человека, определяющие и детерминирующие его жизнедеятельность. Причем каждый из них на свой манер выделял в качестве основных столько влечений, сколько ему нравилось или, по крайней мере, представлялось целесообразным.

Столкнувшись с подобной ситуацией и с теми трудностями, которые возникали на пути изучения влечений человека, Фрейд был вынужден признать, что ни в одной из областей психологии исследователям не приходилось действовать до такой степени в потемках и что никакое иное знание не было таким важным для обоснования научной психологии. Для лучшего понимания того, какие изменения были внесены в психоаналитическое учение о влечениях, придется кратко повторить уже сказанное, с тем чтобы в дальнейшем непосредственно перейти к рассмотрению пре- ломленных через призму деструктивности взглядов Фрейда на взаимоотношения между человеком и культурой.

О страхе смерти. Регрессолог Александр Салогуб

Categories: Без рубрики

Жизнь вне страха не только возможна, а полностью реальна! Узнай как можно стать бесстрашным, нажми тут!